Узоры Шлиссельбургского платка
Sed ut perspiciatis unde omnis iste natus error sit voluptatem accusan tium doloremque.
На территории Ленинградской области 7 предприятий, которые имеют статус изделий народного художественного промысла. Мы являемся одним из них. В 2019 году мы получили статус на изделия НХП «Узоры Шлиссельбургского платка» . Именно на территории бывшего Шлиссельбургского уезда, а ныне Кировского района существовала первая рисовальная школа по ткани в России, которая была создана колористом Х. Лиманом на Шлиссельбургской мануфактуре.
Мы популяризируем вновь выявленный народный художественный промысел «Узоры Шлиссельбургского платка» и локальную идентичность территории Приневья посредством аутентичных сувениров, которые изготавливаются под собственной торговой маркой «В традициях Приневья»®.
Историческая справка о Шлиссельбургской мануфактуре
Sed ut perspiciatis unde omnis iste natus error sit voluptatem accusan tium doloremque.
В 1763 году в наследственное владение, в городе Шлиссельбург, по личному указу Екатерины II был жалован Екатерининский остров двум предприимчивым иностранцам — Христиану Лиман и Иоганну Сирициус для открытия на нём ситценабивной фабрики, ссуда из казны и 20 человек наемных крестьян. Поначалу продукция Шлиссельбургской мануфактуры была весьма посредственной, но к концу XVIII века изготовленные ручным способом «лимановские» ситцы стали успешно конкурировать на рынке с лучшими английскими тканями машинного производства. Благодаря колористу Христиану Лиману, который в скором времени стал единоличным владельцем фабрики, зародилась первая рисовальная школа по ткани.
«Писатели рисунков», расписывали цветными красками материи, поступавшие из-за границы — английские и ост-индские «белые ситцы», миткаль, окрашивали старые юбки, шляпы, епанчи… В описях конца XVIII века перечислены белильня, сушилка, красильня, печатная, «мастерские покои», инструменты для составки разных красок, «куб для скрашивания платков», котел для «крашения полотен», толчильня для красок. На реке Нева находились плотины, работала водосливная машина, подававшая воду по каналу на белильный луг.
Художники-текстильщики создавали, и по сей день создают, эскиз рисунка ткани в одном цветовом решении. Все другие варианты разрабатывает именно колорист, и чем больше развито у него чувство цвета, тем интереснее будут его образцы. Возможно до 70 различных колористических вариантов одного рисунка, добиваясь при этом необыкновенных художественных эффектов и усиления эмоциональной направленности рисунка.
«На разведку» в г.Шлисельбург поспешили и Ивановские мужики. Мастеровые вернулись в родное село с секретом: они научились отделывать ткани заварными красками и открыли мастерские по производству узорчатых ситцев.
Шлиссельбургские узоры служили образцами русским ситцевым фабрикантам, а изделия по словам историка Томилина, превосходили как добротою так и рисунками…
В настоящее время художественно-стилистические характеристики дореволюционного текстиля шлиссельбургского узора не определены и представляется весьма актуальным направлением для исследования. К сожалению, до нас дошли лишь часть образцов шлиссельбургских узоров, и мы можем составить лишь общее представление о них.
С успехом продолжала работать Шлиссельбургская мануфактура и в Советское время, получившая имя революционера — ткача Петра Алексеева. Фабрика прекратила свое существование в годы войны, когда ее корпуса были почти полностью разрушены. Так закончилась история известнейшей в России мануфактуры, изделиями которой на протяжении почти двух столетий славился город Шлиссельбург.